Воздействие поддерживающих отраслей

Первоначально (в 1950—1960-х гг.) итальянские производители зависели от иностранных поставщиков, так как приходилось завозить оборудование.

Со временем они научились модифицировать импортное оборудование, и уже в 1970 г. ситуация I радикально изменилась: производители оборудования стали экспортировать свою продукцию. В 1980-х гг. существовало 200 компаний по производству оборудования (более 60% были расположены в г. Сассуоло).

Многие из них создавались бывшими служащими фирм, производивших плитку. По существу происходило образование конкурентоспособных фирм — поставщиков оборудования путем их выделения из фирм-покупателей.

Концентрация производства плитки в небольшом городе способствовала созданию других поддерживающих компаний: производителей форм, глазури, упаковочных материалов, а также фирм, предлагавших услуги по транспортированию, коммерческой и рекламной деятельности, исследованию внутреннего и внешнего рынков, дизайну. В 1976 г. был основан Научный центр керамики в г. Болонья.

Таким образом, завоеванию мирового рынка итальянской кафельной плиткой предшествовала, с одной стороны, поддержка производства готового товара со стороны производителей той продукции, которая формирует качество (сырья, оборудования), а с другой — услугодателей, обеспечивающих продвижение товара на рынок.

Совокупность родственных и поддерживающих отраслей М. Портер назвал «кластером» (пучком).

Кластеры характеризуются следующими признаками. Кластер локализован на какой-то ограниченной территории: в районе страны или небольшом государстве (Финляндия, Швеция).

Кластеры развиваются в районах, которые традиционно специализируются на производстве какого-либо материального или интеллектуального продукта (Силиконовая долина, Лас-Вегас, Голливуд).

Еще одна черта — невероятно широкий состав участников. Компании готового продукта — это лишь видимая часть айсберга. Значимый участник кластера — государство, которое создает ему особый режим благоприятствования.

Появление кластеров вызывается глобальной конкуренцией. Поскольку возможности компаний-одиночек ограничены, то они стремятся выступать с другими фирмами, государством и научными организациями единый фронтом.

Создание кластеров, подобных керамическому в Италии, — актуальная задача любой страны.

Сегодняшний взлет легкой промышленности в Китае — это результат развития региональных кластеров: обувных, текстильных, керамических и пр. Один из кластеров создан в провинции Гуанчжоу.

Деятельность в кластере помогает компаниям достичь максимального конкурентного преимущества в результате концентрации в одном месте квалифицированной рабочей силы, постоянных инноваций, коллективного отслеживания спроса, экономии на издержках и т.д.

В России до последнего времени в производстве товаров не было ни одного значимого кластера. Тем не менее проблема их формирования в стране начинает решаться.

Китайский вариант имеет место в таком региональном кластере России, как обувная промышленность Ростовской области. Большие успехи в производстве мужской обуви дают шанс области стать неким аналогом китайской

провинции Гуанчжоу. Причина успехов заключается в сочетании созданной еще в советские времена обувной промышленности, квалифицированной рабочей силы, производства сырья и комплектующих. В регионе более тысячи фабрик и обувных цехов.

Ростовская область — один из самых южных российских регионов, там довольно сильна армянская диаспора, а армяне славятся своими обувными традициями. В Ростовской области на сегодня сложился достаточно устойчивый рынок комплектующих.

Многочисленные небольшие фирмы оперативно привозят в область кожу, подошвы, фурнитуру и т.п. В 2003 г. в Ростове-на-Дону появились и местные производители подошв, соответствующих по качеству не только китайским, но и европейским стандартам.

Оперативность, которую дает специализация на выпуске мужской обуви, позволяет ростовчанам существенно обгонять китайских производителей, у которых логистический цикл растягивается на несколько месяцев.

Есть информация о том, что проектируется кластер медицинской техники в Зеленограде, лесной кластер в Пермском регионе.

Дальнейшим развитием кластерного подхода являются технологические парки {технопарки). Они представляют собой форму организации инновационной деятельности, направленной на создание и коммерческую реализацию научно-технической продукции.

Технопарки создаются по решению правительства на базе научных центров федерального значения. Идея технопарка блестяще осуществлена в Силиконовой долине в США. Там удачно соединились система образования, научный центр, технико- внедренческие предпринимательские структуры.

Развитие технопарков в России — это решение извечной проблемы: умения вывода научных разработок на рынок технологий благодаря тесной связи научных учреждений и промышленности.

В нашей стране проектируется целый ряд технопарков. Один из них — в наукограде подмосковной Дубне. В этом городе намечается создать российский центр программирования («российскую Силиконовую долину»).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)