Факторы текущей конкурентоспособности отраслей
Лидеры. К группе лидеров на продолжении многих десятилетий относятся экспортно-сырьевые отрасли (нефтяная и газовая промышленность), металлургия, оборонно-промышленный комплекс (ОПК).
В эту группу вошел также ряд подотраслей, выпускающих продовольственные товары, — напитки, плодоовощную продукцию, кондитерские, макаронные, мясо- молочные и табачные изделия.
Подотрасли, выпускающие непродовольственные товары, представлены отделочными стройматериалами, стекольной продукцией, бытовой химией, парфюмерией и косметикой (классов «масс-» и отчасти «имидж-маркета»), сложнотехнической продукцией, выпускаемой в сборочном производстве (холодильники, иностранные модели легковых автомобилей).
В основе конкурентоспособности указанных секторов экономики лежит такая составляющая, как модернизация производства.
Модернизация производства пищевых продуктов — результат «раннего» прихода крупных иностранных производителей, состоявшегося вследствие инвестиционной привлекательности. Быстрый и устойчивый рост рынков и их большие масштабы служат существенными факторами инвестиционной привлекательности отрасли.
В среднем по отрасли за период 1999—2006 гг. обновлено свыше половины производственных мощностей, что является рекордным уровнем среди всех крупных отраслей промышленности. В отдельных подотраслях (плодоовощная, пивоваренная, производство безалкогольных напитков, табачно-махорочная) практически все работающие мощности — новые.
Сильная сторона — развитые вспомогательные производства (кластеры конкурентоспособности). В последние годы быстро развивались вспомогательные и обслуживающие производства и организации сферы услуг (производство тары, логистические и маркетинговые услуги).
Слабой стороной и даже угрозой отечественной пищевой промышленности является замедленное развитие сырьевой базы (сельского хозяйства). Дефицит отдельных видов сырья особенно актуален для мясо-молочной промышленности.
Промышленность строительных материалов ускоренно развивается благодаря высокой конъюнктуре рынка недвижимости (рынку жилья, опережающему росту спроса на строительные услуги).
Двигателем производства легковых автомобилей являются высокие темпы роста потребительского спроса и значимая доля сегмента дешевых автомобилей.
Производство автомобилей в иностранных сборочных производствах превосходит производство традиционных российский моделей легковых автомобилей по более высокому качеству применяемых автокомпонентов, более низкой себестоимости производства, более высокому техническому уровню моделей.
Середняки. Рассматривая секторы экономики, представленные в группе середняков, следует отметить, что, несмотря на то, что в этих отраслях сконцентрирована почти половина общей численности занятых, в них производится менее ‘/5 общепромышленной добавленной стоимости.
В эту группу входит производство ряда видов инвестиционной техники и оборудования — электротехника, приборостроение.
Хотя в этих отраслях имеются технологические заделы, возможность реализации потенциала ограничена из-за наличия сильных конкурентов на мировом рынке, в сравнении с продукцией которых отечественная промышленность проигрывает, во-первых, по соотношению «цена — качество»; во-вторых, из-за крайне низкого текущего спроса в отраслях-потребителях.
К группе середняков также относится производство отечественных малых легковых автомобилей.
Основные причины низкой конкурентоспособности — неудовлетворительные эксплуатационные характеристики продукции (прежде всего надежность) из-за низкого качества комплектующих и существенное технологическое отставание, проявляющееся в доминировании в структуре выпуска морально устаревших автомобилей.
В производстве базовых стройматериалов слабой стороной является низкий уровень концентрации (за исключением цементной промышленности), обусловленный привязкой бизнеса к региональному уровню управления.
Мелкие компании не в состоянии привлечь необходимое количество финансовых ресурсов для полноценного технического перевооружения.
Низкая доля добавленной стоимости мебельной промышленности объясняется тем, что в отечественном производстве используется от 50 до 80% импортных деталей (щиты, фанера и пр.), притом что они сделаны из российской древесины.
Основная причина отставания хлебопекарной промышленности — низкий технический уровень и слабые стимулы к модернизации из-за естественной закрытости рынков и конкурирующего импорта (рынки неторгуемых товаров, которые потребляются в стране производства и не подлежат международному обмену).
Сложное техническое и экономическое положение хлебопекарных предприятий объясняется отсутствием средств для приобретения современного оборудования.
Местные власти, провозглашая лозунг «Хлеб — товар стратегический», устанавливают цены «сверху» и волевым путем ограничивают рентабельность производства. В 2007 г. она составляла около 5%. А для того чтобы отрасль развивалась нормально, рентабельность должна составлять не менее 10—15%.
В рассматриваемую группу также входят отрасли с высокой долей «теневого» сектора и низким уровнем правоприменения: деревообработка, ликеро- водочная и рыбная промышленность.
Аутсайдеры. Важнейшим фактором, ограничивающим конкурентоспособность предприятий отрасли, является существенное технологическое и управленческое отставание российских компаний при сильных позициях иностранных конкурентов.
Например, в производстве такой высокотехнологичной продукции, как бытовая радиоэлектроника, технологическое и управленческое отставание достигло критических величин в условиях формирования мощных кластеров конкурентоспособности в Юго-Восточной Азии (ЮВА).
Анализируя позиции отечественной легкой промышленности, необходимо отметить, что полученные предприятиями отрасли преимущества после кризиса 1997 г. были слабо использованы для расширения и модернизации производства.
Они не смогли противостоять мощным кластерам конкурентоспособности иностранных производителей (класс «масс-маркет» — Азия, класс «премиум-маркет» — Европа).
Относительная обеспеченность сырьем имеет место в шерстяной, льняной и меховой промышленности. Наихудшая обеспеченность имеется по хлопку. При этом высока зависимость от колебаний мировых цен на это сырье из-за отсутствия возможности создания долгосрочных запасов.
Для легкой промышленности характерен низкий уровень правоприменения, прежде всего в сфере таможенного администрирования импорта.
В целом «серый» импорт и «теневое» производство занимают около 50% рынка. Доля теневого импорта обуви и меховых изделий составляет от 60 до 80% (оценка бывшего Минпромэнерго России).
Принадлежность мукомольно-крупяной промышленности к группе аутсайдеров связана с тем, что многие предприятия по своему технологическому состоянию находятся на уровне середины прошлого столетия, хотя за полвека и техника, и технология значительно ушли вперед.
- Роль государства в обеспечении конкурентоспособности
- Бренд-стратегия
- Понятие бенчмаркинга
- Взаимовыгодные партнерские отношения
- Постоянное улучшение
- Процессный подход
- Ориентация на потребителя
- Некоторые принципы системы обеспечения конкурентоспособности
- Общая характеристика системы обеспечения конкурентоспособности
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу