Факторы конкурентоспособности в перспективе

Описываемый ниже прогноз был сделан учеными ИНП РАН еще в 2005 г., в тот период, когда еще не просматривались индикаторы — предвестники финансовой нестабильности в мире и в России в частности.

Сейчас требуются поправки к прогнозу. Тем не менее основная ценность представленного материала — в методическом подходе к прогнозированию развития отраслей промышленности.

Определение перспективной карты развития отраслей российской промышленности возможно в результате выявления такой группы факторов, как ограничения и возможности перспективного развития отраслей промышленности (табл. 22).

Ограничения (неблагоприятные факторы) обусловлены следующими факторами.

Укрепление реального эффективного рубля.

Ослабление позиций отечественных компаний вследствие повышения уровня открытости, связанное со вступлением в ВТО.

Существуют три показателя, совокупность которых позволяет выделить отрасли, наиболее чувствительные к присоединению к ВТО: соотношение импортной и собственной продукции на внутреннем рынке; доля экспорта в объеме производства отрасли; доля в отрасли крупных и крупнейших компаний, способных конкурировать на внешних рынках. Чем выше значения этих показателей, тем менее чувствительна отрасль к вступлению в ВТО.

Экспансия иностранных торговых сетей.

Отставание в развитии сырьевой базы.

Утрата инвестиционной привлекательности России в связи с усилением иностранных конкурентов — новых индустриальных центров (ЮВА), Латинской Америки, стран Восточной Европы, где западные фирмы размещают производство.

Ухудшение обеспеченности квалифицированными кадрами и рабочей силой в перспективе на 5—10 лет.

Возможности (благоприятные факторы) развития секторов в среднесрочной перспективе зависят от следующих факторов.

Сохранение достаточно длительного, хотя и замедляющегося, расширения рынков продовольственных товаров вследствие роста доходов населения и повышения стандартов потребления.

Это определит расширение рынков отраслей мясо-молочной промышленности, производства пищевых концентратов и полуфабрикатов, соков и напитков, кондитерских изделий, а в более отдаленной перспективе — экологически чистых пищевых продуктов.

Рост рынков непродовольственных товаров при повышении доходов населения и стремлении обновить товары длительного пользования.

Это стимулирует дальнейшее увеличение производства легковых автомобилей, а также бытовой техники и радиоэлектроники (в том числе за счет импортозамещения и сборочных производств).

Возрастание доли отдельных секторов с целью решения социальных проблем в рамках государственных целевых программ, направленных на обеспечение конкурентных преимуществ: в здравоохранении — развитие фармацевтики и производства медтехники; в сельском хозяйстве — производство минеральных удобрений; в жилищно-коммунальном хозяйстве — производство стройматериалов, сантехоборудования, изделий приборостроения (в частности, приборов учета потребляемых ресурсов — воды, тепла и пр.).

Повышение инвестиционной привлекательности вследствие снижения доли «теневого» сектора, ужесточения применения налоговых норм и улучшения нормативной базы.

Указанные меры наиболее актуальны для стимулирования развития отрасли лесозаготовки и деревообработки, а также производства крепких алкогольных напитков и рыбной промышленности.

Освоение ряда перспективных сегментов рынка. Указанное направление может быть реализовано в пищевой промышленности, прежде всего в производстве натуральных и экологически чистых продуктов.

Существенное повышение эффективности отраслей за счет модернизации крупных технологически отсталых анклавов — хлебопекарной, мукомольно- крупяной промышленности.

Основным фактором инвестиционной привлекательности таких секторов является не столько рост рынков, сколько их значительный объем и существенный потенциал повышения эффективности.

Открывающиеся «окна» возможностей и ограничения развития отечественных компаний в целом определяют состав лишь наиболее явных лидеров и аутсайдеров развития.

Однако значительная часть производств, особенно обрабатывающих, попадает в зону неопределенности, где реализация или утрата конкурентных позиций в существенной степени будет определяться как качеством государственной экономической политики, так и усилиями конкретных компаний.

Например, высокая степень неопределенности обусловлена экспансией на отечественном рынке китайских автомобилей, которые «бьют» отечественного производителя своей низкой ценой — 10—12 тыс. долл.

За эту цену предлагаются копии хорошо известных иномарок. Рядового потребителя не смущает сам факт копирования иностранных брендов.

В группу устойчивых попадают те отрасли, развитие которых оценивается ниже перспективного, а актуальность усилий по реализации их конкурентных преимуществ также имеет место, но не настолько в ярко выраженном виде, как у лидеров.

С учетом ограничений и возможностей ИНП РАН была составлена карта конкурентоспособности секторов промышленности в перспективе.

В средне- и долгосрочной перспективе представительное число отраслей-лидеров имеет возможности сохранить достигнутые конкурентные позиции или существенно их упрочить.

В основе факторов конкурентоспособности этих отраслей — наличие запасов природных ресурсов либо использование возможностей, появляющихся при интенсивном росте внутреннего рынка.

К таким отраслям относятся: ряд подотраслей пищевой промышленности, деревообрабатывающая промышленность (кроме производства мебели); производство стройматериалов и сантехоборудования.

У группы устойчивых отраслей потенциал роста производства и усиления конкурентных позиций на мировом и (или) внутреннем рынках ограничен. Как правило, это связано с наличием мощных компаний-конкурентов на мировом рынке и (или) естественными низкими темпами роста соответствующих сегментов внутреннего рынка.

В то же время утрата позиций грозит данным отраслям в небольшой степени ввиду: либо наличия мощной сырьевой базы; либо ориентированности на внутренние рынки, где важна близость к потребителю; либо достаточно крепких позиций оформившихся сильных компаний, в том числе с участием иностранного капитала.

У отраслей, попадающих в зону неопределенности, возможна утрата текущих конкурентных преимуществ.

Нынешний успех отдельных компаний этих отраслей, как правило, опирается на конъюнктурные факторы — высокие мировые цены, динамично растущий спрос и (или) заделы, унаследованные из прошлого времени.

Однако такой успех не подкреплен (недостаточно подкреплен) созданием долгосрочных заделов для удержания позиций в перспективе, при том, что позиции иностранных конкурентов продолжают усиливаться.

В отраслях-аутсайдерах перспективы благоприятного развития не просматриваются. В странах-конкурентах на этих сегментах сформировались мощные конкурентоспособные кластеры производств.

Отставание от них отечественных компаний достигло крайне значительных величин. Наилучшая перспектива наиболее эффективных компаний таких отраслей — кооперация с зарубежными производителями.

Сильные стороны

Наличие отдельных успешных компаний. В текстильной промышленности — Альянс «Русский текстиль», швейной — «Глория Джине», в обувной — «Брис-Босфор» (рыночная доля — свыше четверти по каждому из рынков).

Однако несмотря на достаточно динамичное развитие этих компаний, в подотраслях в целом ситуация ухудшается. Вопрос о возможности тиражирования опыта успешных компаний остается открытым.

Наличие сырьевой базы в отдельных сегментах. Относительная обеспеченность сырьем имеется в шерстяной, льняной и меховой промышленности.

Слабые стороны

Мощные кластеры конкурентоспособности иностранных производителей (класс «масс-маркет» — Азия, класс «премиум-маркет» — Европа).

Низкий уровень правоприменения и прежде всего в сфере таможенного администрирования импорта. В целом «серый» импорт и «теневое» производство, как отмечалось выше, занимают около 50% рынка.

Дефицит отдельных видов сырья. Наихудшая обеспеченность — хлопком, при этом высока зависимость от колебаний мировых цен из-за отсутствия возможности создания долгосрочных запасов (два месяца по сравнению с годом у иностранных конкурентов).

Возможности

Сохранение нишевых компаний с потерей основной части рынка. Относительно устойчивыми могут быть компании, обслуживающие государственный спрос, а также компании — лидеры рынков. При этом в перспектве вероятен переход контрольных пакетов акций компаний-лидеров к иностранным (азиатским) фирмам.

Угрозы

Ужесточение конкуренции с иностранными производителями, ведущее к дальнейшей утрате позиций на внешнем и внутреннем рынках. В настоящее время наиболее успешные компании позиционированы в среднем ценовом сегменте (позиции в дешевом и дорогих сегментах утрачены).

В перспективе ожидается вытеснение отечественных производителей и из среднего ценового сегмента — за счет удешевления продукции европейских производителей и улучшения качества азиатских.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)