Задержка психического развития в дошкольном возрасте и сенсорно-перцептивные функции

Распространенность недостатков зрения и слуха среди детей с задержкой психического развития не выше, чем среди нормально развивающихся детей. Ребенка в очках в специальном саду для детей этой категории увидишь не чаще, чем среди нормально развивающихся сверстников. Это означает, что первичных сенсорных недостатков у детей рассматриваемой категории нет. Вместе с тем совершенно очевидно наличие недостатков восприятия.

Еще А. Штраус и Л. Летинен (1947) в своей работе о детях с минимальными поврежде­ниями мозга писали, что эти дети «слушают, но не слышат, смотрят, но не ви­дят», обобщенно формулируя таким образом обнаруживаемую у детей недо­статочную целенаправленность восприятия, ведущую к его фрагментарности и недостаточной дифференцированности.

Ряд авторов отмечают у детей с задержкой психического развития трудно­сти в выделении фигуры на фоне, затруднения при различении близких по форме фигур и при необходимости вычленить детали рассматриваемого объекта, недостатки восприятия глубины пространства, что затрудняет детям определение удаленности предметов, и в целом недостатки зрительно-про­странственной ориентировки. Особые трудности обнаруживаются в восприятии расположения отдельных элементов в сложных изображениях.

Недостатки восприятия явно выступают, когда дети выполняют задания на копирование фигур, когда они конструируют по образцу какие-либо объекты (домики из строительных кубиков, конструкции из материалов «Лето», фигуры из кубиков Кооса). Наблюдаются затруднения в опознании зрительно восприни­маемых реальных объектов и изображений, связанные с этими недостатками.

Исследования по опознанию фигур, проводившиеся с младшими школьни­ками, дают основания предполагать, что у дошкольников с задержкой психиче­ского развития имеются затруднения в построении целостного образа из отдельных предъявленных частей. Формирование целостного образа происхо­дит замедленно, поэтому ребенок многого не замечает, упускает детали.

Недостатки восприятия выступают более четко и выражены значительнее при неблагоприятных или необычных условиях восприятия: когда предмет рассматривается в непривычном ракурсе, в условиях плохого освещения, изоб­ражение представлено в виде контура или неполным, контурные изображения предметов наложены друг на друга или перечеркнуты прямыми линиями. Позднее, когда начинается обучение чтению, недостатки восприятия прояв­ляются в смешении близких по очертаниям букв и их элементов.

Польский психолог X. Спионек (1978) считает отставание в развитии зри­тельного восприятия, наблюдаемое у детей этой категории, одной из главных причин испытываемых ими трудностей в обучении.

Рассматривая все описанные недостатки восприятия, можно видеть, что связаны они не с первичными сенсорными дефектами, а выступают на уровне сложных сенсорно-перцептивных функций, т.е. являются следствием несфор­мированности аналитико-синтетической деятельности в зрительной системе, и особенно в тех случаях, когда в зрительном восприятии участвуют другие ана­лизаторы, прежде всего двигательный. Именно поэтому наиболее значитель­ное отставание наблюдается у дошкольников с задержкой психического разви­тия в восприятии пространства, которое (восприятие) основано на интеграции зрительных и двигательных ощущений.

Еще большее отставание прослеживается в формировании интеграции зрительно-слуховой, которая имеет важнейшее значение при обучении грамо­те. Это отставание, несомненно, проявляется в трудностях этих детей при обу­чении чтению и письму.

Слуховое восприятие дошкольников с задержкой психического развития характеризуется теми же особенностями, что и зрительное. Каких-либо трудно­стей в восприятии простых слуховых воздействий не наблюдается. Имеются некоторые затруднения в дифференциации речевых звуков (что говорит о недостатках фонематического слуха), наиболее отчетливо выступающие в сложных условиях: при быстром произнесении слов, в многосложных и близких по произношению словах. Дети испытывают трудности при выделении звуков в слове. Эти затруднения, отражающие недостаточность аналитико-синтетиче­ской деятельности в звуковом анализаторе, обнаруживаются при обучении де­тей грамоте.

Значительно больше, чем в дистантных видах восприятия, проявляется от­ставание в развитии осязательного восприятия. Дети затрудняются в осязательном узнавании даже многих хорошо знакомых им предметов.

Осязательное восприятие, как известно, является комплексным, объединя­ющим тактильные и двигательные ощущения. Но наблюдаемые трудности свя­заны не только с недостаточностью межсенсорных связей, т.е. с комплексным характером осязательного восприятия, но и с недоразвитием тактильной и дви­гательной чувствительности в отдельности.

Доказательством недостатков тактильной чувствительности являются трудности детей в определении места прикосновения к разным участкам их кожной поверхности (например, щеке, подбородку, носу, кисти руки или предплечью). Дети определяют место прикос­новения неточно, иногда вообще не могут его локализовать. Особенно трудно им локализовать тактильные ощущения в случае одновременных прикоснове­ний к двум разным участкам кожи.

Недостаточность, отставание в развитии двигательных ощущений проявляется в неточности и несоразмерности движений, оставляющих впечатление двигательной неловкости детей, а также в трудностях воспроизведения, напри­мер, поз их руки, устанавливаемых взрослым. Все это отмечается, естествен­но, тогда, когда ребенок не видит устанавливаемых поз.

Важно отметить, что в ходе возрастного развития недостаточность воспри­ятии преодолевается, при этом тем быстрее, чем более осознанными они ста­новятся. Быстрее преодолевается отставание в развитии зрительного восприя­тия и слухового. Особенно интенсивно это происходит в период обучения гра­моте. Медленнее развивается осязательное восприятие.

Завершая характеристику ощущений и восприятия детей с задержкой пси­хического развития, выделим вероятные причины их недостаточности. Одной из причин является низкая скорость приема и переработки информации, огра­ничение этой скорости в разной степени выступает при всех недостатках разви­тия и является общей закономерностью аномального развития.

Причем это снижение (по сравнению с нормой) скорости приема и переработки информа­ции происходит в центральном звене анализатора. Ясно, что эта особенность будет проявляться в недостаточности не только восприятия, но и ощущений. Другой причиной дефектности восприятия является несформированность пер­цептивных действий, т.е. тех преобразований сенсорной информации (объеди­нение отдельных ее элементов, их сопоставление и т. д.), которые ведут к со­зданию целостного образа объекта.

Еще одной причиной является несфор­мированность у дошкольников с задержкой психического развития ориентиро­вочной деятельности, грубо говоря, они не умеют рассматривать то, на что направлен их взгляд, и вслушиваться в то, что звучит в данный момент, будь то речь или какие-то другие звуки.

Недостатки восприятия выступают тем сильнее, чем сложнее воспринима­емый объект и чем менее благоприятны условия восприятия. Будучи ярко вы­раженными в дошкольном возрасте, они постепенно преодолеваются по мере взросления ребенка.

В наибольшей мере отставание в развитии у детей рассматриваемой груп­пы в перцептивной сфере проявляется в несформированности у них наблюде­ния – систематического и целенаправленного восприятия, осуществляемого с целью изучения предметов и явлений, обнаружения происходящих в них изме­нений и установления их смысла, который непосредственно не выступает. На­блюдение относится к категории высших психических функций и формируется на основе развитого непосредственного восприятия.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)