Возраст социального экспериментирования

Молодость – это период времени, отведенный человеку для социальных экспериментов, цель которых – найти себя и свое место в обществе. Другого времени на осмысленные поиски у человека не будет.

Сверху его поджимает взрослость, семья, дети, работа, а снизу – безответственный, неосмысленный и во многом бессмысленный подростковый период, когда индивид еще не созрел для серьезных философских вопросов и осмысления своей личности.

Чем сложнее общество и насыщеннее историческая эпоха, чем больше вокруг информации и знаний, тем труднее и конфликтнее проходит в нашей жизни период социального экспериментирования, тем труднее разобраться в себе и окружающем.

Колоссальное количество молодежных субкультур, которые позволяют молодому поколению во всем мире группироваться по своим интересам, политическим пристрастиям, музыкальным или досуговым предпочтениям, кругу общения, отражает пестроту и многообразие культурной жизни планеты.

Глобализация общества, общение людей поверх политических границ, туризм и культурные обмены расширяют субкультурную географию, позволяя молодежи из слаборазвитых стран перенимать и развивать дальше новейшие веяния и тенденции в мировой молодежной культуре.

Возможно, здесь, как и в экономике, страны делятся на культурный авангард, создающий новый интеллектуальный продукт, и культурный арьергард, воспринимающий этот продукт, модифицирующий его в соответствии со своими нуждами и привносящий в него нечто новое, своеобразное, которое, однако, уже не возвращается на мировую арену и не становится источником подражания.

Американские хиппи 1960-х годов и советские хиппи 1970-х годов – яркий пример культурной столицы и культурной провинции.

Важно не то, что мир поделился на лидеров и ведомых, а то, что ведомые через короткий промежуток времени могут использовать тот же интеллектуальный продукт, удовлетворяя свои потребности, развивая собственную личность.

Как часто бывало в Римской империи, да и не только в ней, провинция, сохранившая культурную самобытность, вскоре обгоняла столичный регион, создавая уникальные культурные продукты.

Молодежно-подростковый период в жизни каждого человека – время неустанного экспериментирования, творческого подъема и профессионального самоопределения. Новые пути в развитии науки, культуры также нередко прокладывали молодые люди.

И.Ньютону не было еще и 24 лет, а он уже разработал идею дифференциального и интегрального исчисления, открыл закон всемирного тяготения. Французский математик Э.Галуа, исследования которого оказали огромное влияние на развитие алгебры и математики, прожил всего 20 лет.

А.Эйнштейн создал теорию относительности в 25 лет, В.Гейзенбергу было 24 года, когда он совместно с Н.Бором разработал основы квантовой механики.

Свои вполне зрелые произведения А.Пушкин начал создавать совсем еще в юном возрасте. Замечательную поэму “Руслан и Людмила” он написал в 21 год. С.Рахманинов в 19 лет написал прекрасную оперу “Алеко”, которая была его – студента Московской консерватории – дипломной работой.

А Рафаэль ярко проявил свой талант уже в 17 лет.

Подтверждение сказанному выше мы находим в концепции кризисных точек социализации, которая изложена в томе 7 <Фундаментальной социологии>. Там речь шла о трех кризисных точек, которые описывают кривую человеческой жизни

  • от 1 года до 17 лет – завершение школьного обучения и подготовка к активному трудовому периоду,
  • от 18 до 60 лет – активный трудовой период, становление профессиональных роле,
  • от 60 лет и старше – выход из активного трудового периода.

Период активной социализации АВС обозначен тремя точками кризиса.

На рис. 1 обозначены три критические точки в жизни человека: А – окончание средней школы и подготовка к поступлению в вуз или поиск работы, В – кризис середины жизни, С – выход на пенсию и переход к пассивной части социализации.

Период между этими тремя точками, обозначенный фигурой АВС, представляет собой время максимальной творческой и трудовой активности человека. Ему предшествует период максимальной учебной деятельности – 10-11-летнее обучение в школе.

Возраст от 16 до 18 лет приходится на окончание школы и профессиональное самоопределение юноши.

Возраст 16-18 лет – самый критический. Он должен выбрать только одну профессию из 40000 занятий, существующих в современном мире.

Сделать правильный выбор крайне сложно, поскольку школьные знания и школьная жизнь никогда его не сталкивали с реальным производством и реальными профессиями. Он знает о них понаслышке. Другое дело человек, находящийся в точке С.

Он уже пожил и много видел, знает мир производства и множество профессий не понаслышке, а на собственном опыте, ведь ему не 16, а 61 год. Вот когда бы выбирать будущую профессию. Здесь риск выбрать неправильное занятие сведена к минимуму.

Но жизнь распорядилась иначе. Человеку приходится выбирать будущее поприще в том возрасте, когда он к этому совершенно не готов. У него катастрофически не хватает знания жизни. Компенсировать их спешат пожилые люди – дедушки, отцы, учителя, родные и друзья, повидавшие жизнь.

В отличие от юноши, который может, но не умеет, пожилые умеют и знают, но уже не могут. Они не могут начать жизнь снова, не могут физически выполнять требуемые работой нагрузки, зато много знают и умеют.

Юноша ничего толком не знает и не умеет, но может выбрать будущую карьеру. Так несправедливо распоряжается с нашими жизнями судьба.

Период от 18 до 25 лет отводится на поиски самого себя, что период перебора различных профессий и занятий. В это время еще нет молодой семьи, приковывающей к одному роду занятий, человек получает материальную основу от своих родителей, в семье и за счет которых он живет.

После 17 лет для рабочей молодежи и 23-25 лет для интеллигенции с высшим образованием начинаются хлопоты с профессиональным самоопределением. В это время все торопятся активно заняться бизнесом и сделать свою карьеру.

Партнеры, коллеги, товарищи по работе – вот те люди, к мнению которых взрослый больше всего прислушивается, от которых он получает больше всего нужной ему информации, которые определяют его служебный рост, оклад, престиж и многое другое.

Часто ли звонят своим <маманькам> повзрослевшие дети-бизнесмены, которые, кажется, совсем недавно  держались за материнскую руку?

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)