Содержание программы физического воспитания студентов

Дисциплина «Физическая культура» в режиме учебной деятельно­сти студентов регламентируется учебными планами и программами, кото­рые разрабатываются и утверждаются Министерством высшего образова­ния РФ.

Учебный материал программы распределен на следующие разделы:

  • теоретический раздел формирует мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение студентов к физической культу­ре;
  • практический раздел состоит из методико-практического подразде­ла, обеспечивающего овладение методами физкультурно-спортивной дея­тельности, и собственно учебно-тренировочного, направленного на дости­жение физического совершенства, повышение уровня функциональных и двигательных способностей, формирование необходимых качеств и свойств личности;
  • контрольный, обеспечивающий учет результатов учебной деятель­ности студентов, а также качества самого образовательного процесса.

Рабочие планы и программы, на основании которых ведется дан­ная деятельность в вузе, разрабатываются (исходя из финансового и кадро­вого обеспечения, а также с учетом имеющейся материально-технической базы) профильной кафедрой и утверждаются учебным отделом вуза.

Материал теоретического раздела предполагает освоение студентами таких тем:

  1. «Физическая культура в общекультурной и профессиональной под­готовке студентов».
  2. «Социально-биологические основы физической культуры».
  3. «Организация здорового стиля жизни при выполнении учебной и профессиональной деятельности».
  4. «Физиологические реакции организма человека на физическую нагрузку и их значение в поддержании здоровья, личностном и професси­ональном развитии, самосовершенствовании».
  5. «Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуаль­ной деятельности».
  6. «Средства физической культуры в регулировании работоспособно­сти».
  7. «Общая и спортивная подготовка в системе физического воспита­ния».
  8. «Основы методики самостоятельных занятий физическими упраж­нениями».
  9. «Индивидуальный выбор вида спорта или оздоровительных систем физических упражнений».
  10. «Особенности занятий избранным видом спорта или оздоровитель­ной системой физических упражнений».
  11. «Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спор­том».
  12. «Профессионально-прикладная физическая подготовка студен­тов».

Получают и углубляют свои теоретические знания студенты на лекци­онных и практических занятиях, а также путем самостоятельного изучения рекомендуемой литературы.

Практический раздел программы реализуется на методико-практи­ческих и учебно-тренировочных занятиях в учебных группах.

Методико-практические занятия предусматривают освоение, а за­тем и самостоятельное применение методов и способов формирования профессиональных и жизненных умений и навыков средствами физиче­ской культуры и спорта:

  • методиками самооценки уровня здоровья, работоспособности, спе­циальной физической и спортивной подготовленности по избранному виду спорта (тесты, контрольные задания, нормативы), методиками оценки сте­пени утомления, а также методами применения средств физической куль­туры для их направленной коррекции;
  • методиками формирования эффективных и экономичных жиз­ненно важных умений и навыков (ходьбы, передвижения на лыжах, плава­ния);
  • методиками составления индивидуальных программ занятий оздо­ровительной, рекреационной и восстановительной направленности, а так­же методиками проведения самостоятельных занятий;
  • методиками проведения учебно-тренировочного занятия;
  • методиками индивидуального подхода в применении средств для направленного развития отдельных физических качеств;
  • основами судейства соревнований по избранному виду спорта;
  • методами регулирования психоэмоционального состояния, приме­няемыми при занятиях физической культурой и спортом;
  • методиками оценки и коррекции осанки и телосложения;
  • методиками корригирующей гимнастики для глаз;
  • методиками самомассажа;
  • методикой проведения производственной гимнастики с учетом условий и характера труда и т.п.

Учебно-тренировочные занятия практического раздела предусмат­ривают как обучение занимающихся новым двигательным действиям, так и воспитание физических качеств.

Средствами практического раздела, направленными на обеспечение необходимой двигательной активности студентов, достижение и поддержание оптимального уровня физической и функциональной подготовленности в период обучения в вузе, являются отдельные виды легкой атлетики (в основном беговые и прыжковые), пла­вание, спортивные игры (баскетбол, футбол, волейбол, бадминтон и др.), лыжные гонки, туризм, ритмическая и спортивная гимнастика, упражнения профессионально-прикладной физической подготовки силовой направлен­ности.

Материал контрольного раздела направлен на дифференцированный и объективный учет процесса и результатов учебной деятельности студен­тов.

Контрольные занятия обеспечивают оперативную, текущую и итого­вую информацию об уровне освоения теоретических, практических и ме­тодических знаний-умений, о состоянии и динамике физического развития, физической и профессионально-прикладной подготовленности каждого студента.

В качестве критериев результативности учебно-тренировочных занятий выступают зачетные требования и практические нормативы, изложенные в примерной учебной программе для высших учебных заведений, а также дополнительные тесты, разрабатываемые кафедрой физического воспита­ния вуза с учетом специфики подготовки специалистов в данном учебном заведении.

Обязательными тестами, определяющими физическую подготовлен­ность студентов, являются:

  1. Бег на 100 м.
  2. Поднимание (сед) и опускание туловища из положения лежа на наклонной или горизонтальной доске (ноги закреплены).
  3. Подтягивание на перекладине (мужчины), сгибание и разгибание рук в упоре лежа (женщины).
  4. Бег на 2 000 м (женщины) и 3 000 м (мужчины).
  5. Прыжок в длину с места.
  6. Тест на гибкость.

Тесты проводятся в начале учебного года как контрольные, характери­зующие уровень подготовленности студентов при поступлении в вуз или перед началом учебных занятий, и в конце года – как определяющие сдвиг за прошедший период.

В процессе занятий осуществляется предварительный, оперативный, текущий, этапный и итоговый контроль за ходом овладения учебным ма­териалом.

Предварительный контроль проводится в начале первого семестра с целью изучения состояния занимающихся (состояние здоровья, физиче­ская подготовленность, спортивная квалификация).

Оперативный контроль предназначен для определения срочного тре­нировочного эффекта в рамках одного учебного занятия с целью целесооб­разного чередования нагрузки и отдыха.

Текущий контроль проводится в конце занятия для определения реак­ции организма занимающихся на нагрузку с целью коррекции содержания последующих занятий.

Этапный контроль служит для получения информации о суммарном (кумулятивном) тренировочном эффекте, полученном на протяжении учебного семестра.

Итоговый контроль проводится в конце каждого семестра для аттеста­ции студентов (в форме зачета) и определения успешности выполнения го­дового плана учебной программы (в конце учебного года).

В последние годы все больше вузов используют балльно-рейтин­говую систему оценку успеваемости студентов. В каждом вузе эта сис­тема действует в соответствии с разработанным и утвержденным на ка­федре физического воспитания положением о балльно-рейтинговой систе­ме.

Остановимся здесь на требованиях, предъявляемых к студентам. Сту­дент должен:

  • посетить не менее 80 % учебных занятий;
  • освоить жизненно важные умения и навыки;
  • достичь необходимого уровня общей физической, спортивно­-технической и профессионально-прикладной физической подготовленно­сти;
  • понимать роль физической культуры в развитии человека и подго­товке специалиста;
  • знать основы физической культуры и здорового образа жизни;
  • иметь мотивацию и установку на здоровый образ жизни, физиче­ское совершенствование и самовоспитание, на регулярные занятия физи­ческими упражнениями и спортом.

Студенты могут быть аттестованы только при условии выполнения обязательных тестов по общей физической и спортивно-технической под­ готовке, предусмотренных учебной программой.

Студенты, освобожденные от практических занятий по состоянию здо­ровья, оцениваются по результатам написания и защиты реферата, устного опроса или письменного тестирования, а также с помощью компьютерной оценки знаний.

Студенты, освобожденные от контрольных нормативов по общей фи­зической подготовке, аттестуются при условии успешной сдачи зачета по теоретическому и методическому разделам учебной программы.

Вопросы и темы рефератов для проведения итоговой аттестации разра­батывает кафедра физического воспитания.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)