Риск безработицы

Риск безработицы связан с угрозой потери работы. Невозможность гражданина трудиться и самообеспечиваться по уважительным причинам, в связи с полной или частичной утратой занятости и потерей трудового заработка компенсируется выплатой пособия, в определенной, но незначительной степени возмещающего данную потерю.

Согласно российскому законодательству безработными являются граждане, которые не зарегистрированы в установленном порядке на своем рабочем месте, не имеют заключённого трудового договора.

Причины безработицы:

  • социально-экономический кризис: экономический спад или депрессия (застойное состояние экономики), которые вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых;
  • банкротство, закрытие, реструктуризация предприятий, неэффективная структурная политика государства;
  • внедрение новых технологий, оборудования в экономике приводит к сокращению излишней рабочей силы;
  • политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда: повышение минимального размера заработной платы увеличивает издержки производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу;
  • сезонные изменения в уровне производства и отдельных отраслях экономики (строительство, сельское хозяйство, туризм и др.);
  • рост численности населения в трудоспособном возрасте увеличивает предложение труда, и возрастает вероятность безработицы и др.

Численность рабочей силы в возрасте 15 лет и старше в январе 2020 г. составила 74,8 млн. человек, из них 71,4 млн. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 3,5 млн. человек – как безработные, соответствующие критериям МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).

В марте 2020 года в России было 3,485 млн. безработных, за апрель и май их число возросло на более чем 1 млн. человек.

Рост числа безработных, по данным Росстата, в мае 2020 года в годовом выражении (то есть к маю 2019 года) составил 32,7 %, а по сравнению с апрелем 2020 года – 5,3 %61. В начале пандемии (февраль 2020 г.) уровень безработицы (отношение численности безработных к численности рабочей силы) составлял 4,7 %, а в июле 2020 г. – 6,4 %, в октябре – 6,3 %.

Риск роста безработицы обостряет другие социальные риски: риск снижения уровня жизни граждан, потерявших работу, падение доходов домохозяйства, рост преступности и других антисоциальных проявлений, рост социальной напряженности в обществе и др.

Решить острые проблемы занятости населения невозможно без целенаправленного регулирующего воздействия государства, и одним из инструментов такого воздействия являются специальные федеральные и региональные программы, направленные на развитие системы рабочих мест.

Исходный пункт при разработке таких программ – определение понятия социально приемлемого уровня занятости в стране или регионе и установление его численного значения.

Физиологические риски (временная или стойкая утрата трудоспособности, беременность и роды, старость, смерть).

Риск утраты трудоспособности, получение инвалидности. Лица, полностью утратившие трудоспособность, либо на период реабилитации в связи с частичной ее утратой подвержены резкому снижению уровня жизни. Инвалидами считаются люди с нарушениями здоровья, они есть в каждой стране.

Обязанность государства – забота о них. Ведётся ежегодный подсчёт статистики инвалидности для обеспечения социальной поддержки и медицинской помощи. В зависимости от общего количества людей с инвалидностью определяется социальная политика государства.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)