Предпосылки поведения людей в проблемной ситуации

Возможность рациональным  образом  решить  общественно значимую проблему обусловлена действием индивидуальных и социальных механизмов, подготавливающих людей к этому. Если в культуре не существует стандартных способов справиться с ней, то напряженность, неопределенность ситуации возрастают, и среди ее участников распространяется ощущение тревоги и беспокойства.

Стремление преодолеть эти состояния становится побудителем к более эффективным действиям и благоприятствует  переходу  от  случайных проб и ошибок к целенаправленному поиску к специальной организации социального взаимодействия и коммуникации для выработки  и реализации соответствующих решений. В этом случае определение проблемной ситуации предполагает ряд процедур:

—оценить по обозначенным выше показателям социальную значимость проблемы;

—выявить степень восприимчивости  и  готовности заинтересованных людей к ее рациональному решению;

—определить тип организации и стратегии социального взаимодействия, подходящих для ситуации.

Определениеграницпроблемнойситуации. При определении проблемной ситуации следует принимать во внимание, что она может распространяться либо в рамках отдельной социокультурной единицы, либо в больших масштабах. В первом случае речь идет о реорганизации форм социального взаимодействия, которая  доступна  акторам  в контексте окружения, представляющего собой поле реализации соответствующих возможностей.

Во втором случае затруднения могут осознаваться людьми либо ошибочно как специфичные, либо  адекватно  как  общесоциальные. Однако оказывается, что в  культуре  не  существует  стандартных способов их преодоления. Соответственно необходимы изменения моделей социального взаимодействия, т. е. формообразующих характеристик,  таких как  определение  ситуации,  выбор соответствующих социокультурных технологий.

Это осуществляется в двух планах. Во-первых, «фоновый уровень», обусловленный наличием социально значимой проблемы независимо от особенностей функционирования  конкретной  социальной  единицы.  Во-вторых, уровень ее самой, где такая проблема имеет конкретные  формы выражения.

Социальная эффективность решения проблемной ситуации, т. е. его приемлемость для других и высокая вероятность улучшения положения дел, существенным  образом  зависит  от  степени  готовности  ее участников рационально преодолевать имеющиеся затруднения. Соответственно механизмы кристаллизации структур взаимодействия должны соответствовать проблемообразующим факторам.

Стадииформированияотношениялюдейкпроблемнойситу- ации. Как известно, значимая проблема любого масштаба в начале ее массового осознания ощущается людьми как личностная. Люди, будучи членами определенных социальных групп и организаций, прежде всего на индивидуальном уровне, убеждаются в неэффективности устаревших культурных образцов, ценностей, норм для  преодоления  имеющихся  у них затруднений.

Чувство тревоги и беспокойства в  этом  случае побуждает их к поисковой активности. При отсутствии в культуре стандартных способов решения проблемы существенно увеличивается степень разнонаправленности  поисков.  Появляются  вначале единичные, а затем множественные «отклонения» от ранее принятых в обществе регуляторов социальных отношений. Их  интегративные функции ослабевают.

Активность   людей  размывает  ранее установленные нормативные рамки; разрушаются  структуры  связей внутри социальных систем; существенно и ощутимо ослабевает эффективность их функционирования; уменьшается количество благ, ранее обеспечиваемых их членам за счет адекватного выполнения предписанных действий.

В результате  вокруг  всего  этого  образуется поле социальной дезорганизации, последствия которой зависят от характера как  «фоновой»  социально значимой проблемой  ситуации,  так и специфичных для различных социальных систем затруднений.

Одновременно в этом поле постепенно, на индивидуальном и межличностном уровне, путем проб и ошибок начинают формироваться вначале образы, а затем и рациональные представления о проблемной ситуации: определяются ее источники; текущие и возможные негативные последствия; необходимые для ее преодоления ресурсы и способы деятельности; характер и признаки выхода из нее.

Социальная значимость проблемы активизирует обмен информацией между людьми об альтернативных возможностях такого рода. Интенсивная социальная коммуникация сопровождается процессами их формирования, сравнения и оценки; отбора наиболее приемлемых для совместной реализации; кристаллизации групп, ориентированных на каждую из них.

Иными словами, они становятся  основанием  новых границ групповой дифференциации в обществе. Соотношение сил в ее рамках, степень расхождения в определении ситуации обусловливают интенсивность и направленность социокультурной динамики.

Когда проблема воспринимается в массовом масштабе как личная и  не имеет разделяемых групповых определений,  перед  каждым социальным агентом открывается  широкий  круг  возможностей выдвинуть и отстоять свое определение ситуации и на его основаниях предложить направление совместных действий. Они сохраняются и на стадии кристаллизации групповых представлений о ситуации и форм активности в ее пределах.

Однако теперь агенту приходится считаться с ними и адресовать свои предложения тем,  для  кого  они  приемлемы.  Если же в обществе сложилось несколько различных позиций,  это означает децентрированность определений ситуации, когда существует несколько равносильных. из которых одни являются точными и реалистичными, а другие — нет. В таких условиях предлагаются  различные модели социального взаимодействия, направленного на выработку и реализацию социально значимых решений.

Следует подчеркнуть, что обычно по-разному и не всегда адекватно оценивается соотношение общесоциальной и специфичной для  системы  проблем: чаще всего преувеличивается значимость  либо  одной,  либо  другой.  И эти различия оказывают существенное  влияние  на  способы  и содержание транслируемого социокультурного опыта.

Типы реакций людей на проблемную ситуацию. Реакции людей на проблемную ситуацию неодинаковы. В общем  виде, согласно парадигме А. Адлера, можно выделить четыре базовых типа реакций: активно- деструктивный (агрессия), пассивно-деструктив- ный (деградация), активно-конструктивный (инновация), пассивноконструктивный (поддержание наличного положения дел).

При агрессивной ориентации люди стремятся разрушить те факторы, которые, по их мнению,  порождают ее. Она характеризуется возбужденносхью, повышенной  эмоциональностью,  деструктивной активностью, сужением поля восприятия, ослаблением механизмов регуляции поведения.

Деструктивность может быть направлена на окружение социокультурной единицы или внутрь нее. В первом случае люди стремятся найти виновников своих затруднений вовне и нейтрализовать их путем резких нападок, критики, борьбы. Во втором

— в группе начинаются взаимные обвинения, преследования и  т.  п.  Таким образом, агрессивный тип реагирования людей на проблемную ситуацию приводит к конфликту: межгрупповому, если агрессия направлена на окружающие их группы; внутригрупповому — при обращенности агрессии вовнутрь.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)