Плата за пользование водными объектами

Плату за пользование водными объектами вносят граждане и юридические лица, осуществляющие пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств, подлежащее лицензированию.

Водное законодательство предусматривает несколько видов платежей за пользование водными объектами:

  • плата за пользование водными объектами (водный налог);
  • плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов.
  • сбор за выдачу лицензий на водопользование.

Платежи, связанные с пользованием водными объектами, за исключением сбора за выдачу лицензий, являются регулярными.

Порядок установления и взимания платы, связанной с пользованием водными объектами, и ее предельные размеры определяются федеральным законом РФ “ О плате за пользование водными объектами”. Федеральным законодательством могут устанавливаться льготы по плате за водопользование.

Кроме этого, государственным организациям, осуществляющим деятельность в социальной сфере и водопользователям, использующими водные объекты для сельского хозяйства, устанавливаются льготные предельные размеры платы, направляемой на восстановление и охрану водных объектов.

Субъекты Федерации вправе вводить за счет собственных средств иные льготы для водопользователей, однако они не вправе устанавливать льготы по платежам, направляемым в федеральный бюджет.

Водный налог взимается за забор воды из водных объектов; удовлетворение потребности гидроэнергетики в воде; использование акватории водных объектов для лесосплава, осуществляемого без применения судовой тяги (в плотах и кошелях), а также для добычи полезных ископаемых, организованной рекреации, размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования, для проведения буровых, строительных и иных работ; сброс сточных вод в водные объекты.

Из сумм водного налога, уплачиваемого водопользователями, 40 процентов поступает в федеральный бюджет и 60 процентов – в бюджет субъекта Федерации, на территории которого осуществляется водопользование.

При заборе или сбросе воды сверх установленных лимитов ставки платы для плательщика в части превышения увеличиваются в пять раз по сравнению со ставками платы, установленными ФЗ РФ “О плате за пользование водными объектами”.

При пользовании водными объектами без соответствующей лицензии ставки платы увеличиваются в пять раз по сравнению со ставками платы, обычно устанавливаемыми в отношении такого пользования.

Не взимается плата за пользование водными объектами в целях:

Забора воды для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;

Забора воды сельскохозяйственными предприятиями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для орошения земель сельскохозяйственного назначения, централизованного водоснабжения животноводческих ферм и животноводческих комплексов, включая птицефермы и птицефабрики, а также садоводческих и огороднических объединений граждан (до 1 января 2003г.);

Забора воды для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;

Размещения плавательных средств, сооружений и установок для осуществления деятельности по охране вод и водных биологических ресурсов, защите окружающей природной среды от вредного воздействия вод, если иное не установлено законодательством РФ;

Проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также государственных научных исследований, геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;

Осуществления рекреации без применения сооружений, спортивной охоты и любительского рыболовства гражданами, а также организованной рекреации лечебными и оздоровительными учреждениями, находящимися в государственной и муниципальной собственности, учреждениями и организациями, предназначенными для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей, финансируемыми за счет средств бюджетов или профсоюзов;

Забора воды для санитарных, экологических и судоходных попусков;

Проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;

Размещения и строительства отдельно стоящих гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения;

Строительства ( реконструкции) осушительных систем на участках низовых болот (водно-болотные угодья);

Сброса дренажных, шахтных и карьерных вод, если концентрация вредных веществ в них не превышает концентрацию таких веществ в водоприемнике.

Плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов, распределяется между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ, на территориях которых осуществляется водопользование, в зависимости от вида использования водных объектов.

Из сумм платежей, направляемых на восстановление и охрану водных объектов, вносимых за:

  1. изъятие воды из водных объектов в пределах установленного лимита;
  2. сверхлимитное изъятие воды;
  3. использование водных объектов без изъятия воды в соответствии с условиями лицензии на водопользование;
  4. сброс сточных вод нормативного качества в водные объекты в пределах установленных лимитов, в федеральный бюджет поступает 40 процентов, бюджеты субъектов РФ – 60 процентов.

Плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов, вносимая за:

  1. сброс в водные объекты сточных вод, содержание вредных веществ в которых превышает установленные нормативы;
  2. сброс в водные объекты сточных вод нормативного качества сверх установленных лимитов, – поступает в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты в соотношении: 10 процентов, 30 процентов и 60 процентов.

Порядок расходования средств федерального целевого бюджетного фонда восстановления и охраны водных объектов определен Постановлением Правительства РФ от 20 августа 1999 г. № 934 “Об утверждении “Положения об образовании и расходовании средств федерального фонда восстановления и охраны водных объектов”.

Сбор за выдачу лицензий на водопользование взимается специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда.

Его размер определяется с учетом расходов на проведение экспертиз заявок на водопользование, иных расходов, связанных с выдачей лицензий и утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)