О развитии сосредоточения

Что касается развития сосредоточения, являющегося столь важным процессом невропсихики в индивидуальной жизни, то оказывается, что у детей его зачатки удается обнаружить в сравнительно раннюю эпоху, его первые привязки; могут быть обнаружены уже на 7-й неделе в виде фиксации глаз при резких зрительных и слуховых раздражениях.

Но Сикорскому, в развитии сосредоточения отмечается два периода. Прежде сго развивается внешнее сосредоточение. Начиная уже с четвертого месяца отмечается сосредоточение на том или другом раздражителе внешних органов «Концентрируя свое внимание то на том, то на ином предмете ребенок на минуту застывает в известной позе, давая полную картину внешнего внимания.

Степень сосредоточения и его сила могут служить для решения вопроса о нормальном или ненормальном ходе умственного развития, «Слабое внимание или отсутствие его указывает на задержку и неполноту умствен-ного развития детяти, на начинающийся идиотизм» 

На пятом, в особенности же на шестом месяце, сосредоточение можно признать прочно развитым, так что ребенка не сразу удается отвлечь посторонним впечатлением и у взрослых, у детей внешнее сосредоточение характеризуется в общем теми же признаками в области движения, например, устремлением взора на тот или другой предмет, обращением уха в направлении звука и т. д. независимо от остановки дыхания и соответствующего фиксирования всего туловища. Ребенок беспрерывно изменяет сосредоточение, перемещая, его с одних пунктов на другие.

По выражению Сикорского, он «то фотографирует на сетчатку своего глаза виденные предметы, то направляет все двадцать тысяч чувствительных струн своего уха навстречу волне колеблющегося воздуха, то анализирует запахи, то схватывает миллионы едва уловимых прикосновений окружающей среды, словом, дитя захватывает и чувствует внешний мир всеми фибрами своего девственного чуткого, существам.

Наиболее очевидным признаком сильного сосредоточения у ребенка служит внезапная задержка и успокоение дыхания, в чем можно убедиться на целом ряде исследований, произведенных с записью кривых дыхания в нашем Педологическом институте. Что касается внутреннего сосредоточения, то, по И. А. Снкорскому, оно становится возможным в тот период, когда в силу частого повторения впечатлений упрочиваются их следы, что удается заметить впервые приблизительно на 81—’9-м месяце жизни дитяти.

Само собою разумеется, что в этом возрасте внутреннее сосредоточение бывает у детей только минутным. Внешние проявления внутреннего сосредоточения характеризуются ври этом неподвижностью тела, задержкой дыхания я напряжением верхней орбитальной мышцы при отсутствии других признаков, характеризующих внешнее сосредоточение.

Пользуясь художественными картинками (например, Богданова-Вельского:  Приготовление урока», «Устный счет»), проф. Сикорский указывает, между прочим, как на дальнейший признак внутреннего сосредоточения, на уклонение взора от видимых предметов, а равно и расхождение глазных осей, чем исключается возможность ясного видения. Очевидно, что внутреннее сосредоточение устраняет возможность появления внешнего сосредоточения, удаляя влияние внешних раздражений на воспринимающие органы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)