Методика преподавания психологии в учреждениях образования
Учебный год в высшем учебном заведении начинается для студентов очной и очно-заочной (вечерней) форм обучения 1 сентября и заканчивается согласно рабочему учебному плану. Он разделяется на два семестра (при традиционной системе организации учебного процесса). Учебные занятия в течение семестра организуются на основе еженедельного расписания, которое может быть более или менее стабильным в зависимости от разных факторов.
Поиски оптимальных форм обучения не мыслятся без взаимосвязи с содержанием всех видов обучения и его совершенствованием. Поэтому задача заключается в том, чтобы изыскивать такие пути, которые улучшали бы обучение как по форме, так и по содержанию. Если же форма применяется без взаимопроникающей связи с содержанием, целями, задачами обучения, то она превращается в серию формальных актов и приводит к снижению качества образования. Обучение включает в себя теоретические и практические занятия.
В зависимости от того, проводятся ли занятия в вузе под непосредственным руководством преподавателя или же на занятии предполагается самостоятельная работа студентов, они разделяются на два вида: аудиторные и самостоятельные. Эти типы занятий представляют собой две стороны учебной работы студентов по основной образовательной программе.
Лекция как форма учебного взаимодействия преподавателя и студента. Роль лекции в учебном процессе (функции и цели). На протяжении всей истории в высшей школе с момента зарождения до наших дней ведущей организационной формой и методом обучения является лекция. С нее начинается первое знакомство студентов с учебной дисциплиной, именно лекция закладывает основу научных знаний.
Слово лекция имеет латинский корень от латинского «Lection» – чтение. Лекция появилась в Древней Греции. Яркие страницы в историю развития лекционной формы обучения вписал основатель первого в России университета М.В. Ломоносов, по достоинству ценивший живое слово преподавателей.
В учебном процессе складывается ряд ситуаций, когда лекционная форма обучения не может быть заменена никакой другой:
- при отсутствии учебников по новым складывающимся курсам, лекция – основной источник информации;
- новый учебный материал по конкретной теме не нашел еще отражения в существующих учебниках;
- отдельные темы учебника особенно трудны для самостоятельного изучения и требуют методической переработки лектора:
- по основным проблемам курса существуют разноречивые концепции. Лекция необходима для их объективного освещения;
- лекция ничем незаменима в тех случаях, где особенно важно личное эмоциональное воздействие лектора на студентов с целью повлиять на формирование их взглядов.
Эмоциональная окраска лекции, сочетаясь с глубоким научным содержанием, создает гармонию мысли, слова и восприятия слушателями.
- Ролевые позиции преподавателя
- Индивидуальные стили преподавания психологии
- Общая характеристика личности педагога психологии
- Функции преподавателя психологии
- Подготовка преподавателей психологии
- Профессионально-личностная характеристика преподавателя психологии
- Показатели сформированности знаний и умений
- Понятия оценка и отметка
- Контроль и коррекция учебной деятельности
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу