Функции и виды цен

Цена – денежное выражение стоимости товара. Это сумма денег, за которую покупатель готов купить товар, а производитель – его продать. Покупатель руководствуется своей потребностью в товаре, а также своей платежной способностью. Он ориентируется на возможность сделать выбор между товарами или их продавцами, на наличие товаров-заменителей.

Функции цены:

  • у ч е т н а я. В функции учета и измерения затрат общественного труда цена используется как критерий эффективности производства продукции, соответствия затрат на ее производство и реализацию общественным требованиям;
  • и н д и к а т и в н а я. Цена является индикатором спроса на товар. Цене присуща функция поддержания пропорциональности между предложением и спросом;
  • с т и м у л и р у ю щ а я. Цены могут способствовать увеличению производства изделий, необходимых обществу, и повышению их качества;
  • р а с п р е д е л и т е л ь н а я. Путем использования отклонения цен товаров от их стоимости перераспределяется часть прибавочного продукта, а также средств предприятий и населения;
  • р е г у л и р у ю щ а я. Ценообразование осуществляется путем санкционированного правительственными органами завышения издержек производства через включение в себестоимость завышенных амортизационных списаний и отчислений в другие фонды.

Выделяют цены на материальную продукцию и услуги. Цены на услуги называют тарифами, которые подразделяют на транспортные, бытовые, коммунальные. Цены на материальную продукцию различаются в зависимости от того, на какой стадии товародвижения они формируются.

Обычный массовый товар проходит три стадии товародвижения:

  • предприятие – оптовая торговля;
  • оптовая торговля – розничная торговля;
  • розничная торговля – потребители.

Соответственно этим стадиям товародвижения выделяют три основных вида цен: оптовые цены предприятия (отпускные цены); оптовые цены промышленности (оптовые цены посредника), розничные цены (рисунок).

Функции и виды цен

Оптовая цена предприятия – это цена, по которой реализуется продукция изготовителя. Она состоит из себестоимости товара и прибыли предприятия. Если к оптовой цене предприятия (цене реализации) добавить снабженческо-сбытовую наценку (издержки и прибыль снабженческо-сбытовых организаций), то получится оптовая цена промышленности (или оптовая цена посредника). Включение в нее торговой наценки (издержки и прибыль организаций розничной торговли) формирует розничную цену.

Оптовая цена предприятия (цена реализации) может принимать форму договорной цены. Это цена, которая устанавливается по договоренности между производителем (продавцом) и потребителем (покупателем) относительно определенных объемов продукции и сроков поставки.

Разновидностью оптовой цены предприятия является закупочная цена, когда речь идет о закупке сельскохозяйственной продукции снабженческо-сбытовыми организациями. Закупочные и розничные цены на некоторые виды сельскохозяйственной продукции (например, картофель, овощи) в зависимости от сезона продажи могут изменяться, т. е. принимать форму сезонных цен. Сезонные цены могут устанавливаться и на некоторые потребительские товары, например обувь, одежду.

Цены классифицируются также по степени свободы от воздействия государства при их определении. По этому критерию различают:

  • свободные (рыночные) цены, которые складываются на основе конъюнктуры рынка независимо от непосредственного влияния государственных органов;
  • регулируемые цены, в основном складывающиеся под влиянием спроса и предложения, но испытывающие определенное воздействие государственных органов посредством прямого ограничения их роста или снижения либо регламентации рентабельности.

В рыночной экономике применяется практика различных скидок с цены (их насчитывается около 40 видов).

В реальной рыночной экономике широкое распространение получили 7 видов скидок:

  • раббатная (оптовая скидка). Предоставляется продавцом покупателю в зависимости от размера покупаемой партии товара;
  • функциональная. Применяется к тем товарам, которыми пользуются повторно;
  • вводная. Используется при проникновении товара на новый рынок сбыта. По сути, эта скидка часто смыкается с демпинговыми ценами. Демпинг – продажа товара за границей по более низкой цене, чем на отечественном рынке;
  • бонусная (за верность). Предоставляется долголетним партнерам и клиентам за постоянную связь с фирмой. Определяется по итогам года, если у фирмы есть прибыль, и учитывается в бухгалтерских документах;
  • сотрудникам (10–30 %);
  • натуральная. При этой скидке не снижается цена, а изменяется объем поставки;
  • сезонная. Предоставляется на сезонные виды товаров и услуг.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)